Накануне Всемирного дня травматолога (20 мая) в НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера Минздрава России была проведена встреча пациентов с руководителем отделения патологии тазобедренного сустава, врачом – травматологом-ортопедом, к. м. н. Бортулёвым Павлом Игоревичем. Доктор рассказал о профессии и ответил на вопросы детей.
– Что было самое сложное в обучении в вузе?
– Студенческое время – самое прекрасное время. Когда тебе интересно, ты не замечаешь, что учишься. Я начал работать на втором курсе санитаром, после – медицинским братом. То есть, я прошёл все этапы – видел всё и с самого начала.
Меня всегда окружали очень хорошие наставники, которые помогали, мотивировали, давали развиваться в профессии.
– Была ли у Вас какая-нибудь детская мечта, кроме медицины?
– Я, как обычный мальчишка, мечтал стать космонавтом, полицейским, пожарным, футболистом даже. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, но после 7 класса точно определился, что буду врачом и обязательно хирургом. Сейчас не представляю, кем бы я мог быть ещё.
– Как Ваши родители отнеслись к выбору профессии?
– Прекрасно. Хотя в нашей семье не было никого, кто связан с медициной, я первый. Мама у меня – преподаватель иностранных языков, папа – инженер-строитель. Родители с пониманием и всевозможной поддержкой восприняли моё желание связать жизнь с медициной. По большому счёту они никогда не запрещали мне заниматься тем, чем я хотел.
– Какой самый сложный или интересный случай был у Вас в практике?
– Каждый случай по-своему сложный и интересный. Простых операций не бывает в принципе, особенно в том, что касается тазобедренного сустава. Профессия травматолога-ортопеда – очень интересная и творческая. Не существует абсолютно идентичных деформаций даже при одном заболевании. Здесь не должно быть роботизированного мышления. Мы должны не заболевание пациента под операцию подводить, а, наоборот, операцию – под конкретную деформацию пациента.
– Сталкиваетесь ли Вы с психологическим и физическим напряжением в работе?
– Психологическое напряжение естественно всегда присутствует, потому что когда идёшь в операционную, то понимаешь, что несёшь огромную ответственность за свою работу. От того, как мы сделаем операцию, будет напрямую зависеть качество вашей жизни. Хирургия – это не лёгкая прогулка. Бывают разные ситуации во время операций. Также хирургия – это очень тяжёлый физический труд – операции, бывает, длятся более 10 часов. Это сложная профессия, но она очень интересная.
– Как Вы справляетесь со стрессом?
– После работы вечером хожу с семьёй гулять – дети бегают на детской площадке, а я занимаюсь на турниках, брусьях. Физическая активность помогает убрать стресс. Однако моё настроение и состояние не должно влиять на качество выполняемой мной работы, поэтому негативное настроение я оставляю в машине, прежде чем из неё выйти.
– Как Вы оказались в Центре имени Г. И. Турнера?
– Я окончил институт в 2010 году и приехал сюда в ординатуру для прохождения первичной специализации по травматологии и ортопедии. Здесь я познакомился со своим учителем Михаилом Михайловичем Камоско, который в последующем стал для меня не только наставником, но и очень близким другом, крёстным отцом моей старшей дочери. Он всегда меня мотивировал, помогал.
Наш Центр – это единственное в России, да и в Европе, учреждение такого масштаба. Здесь работают высочайшие профессионалы своего дела. Михаил Михайлович рассказал мне о правиле солёного огурца – огурец становится хорошим, когда попадает в хороший рассол. В Центре я попал как раз в такой добротный, настоянный рассол, и впитывал знания. После ординатуры я уехал работать в Смоленск. Мне повезло – попал я в федеральный центр, полностью укомплектованный, с отличным современным оборудованием. Там и начал уже свой ортопедический хирургический путь. Когда поступал сложный пациент, я всегда мог позвонить в институт Турнера своим наставникам – спросить их мнение, узнать, как лучше сделать операцию. Моя специальность – это постоянное самоулучшение, развитие. Мы часто ездим на конференции, много читаем. Это процесс ежедневного совершенствования.
– Помните свою первую операцию?
– Помню. Это было на 3 курсе – я делал трепанацию черепа. Всё хорошо прошло.
– В чём особенность направления патологии тазобедренного сустава?
– Чем раньше врач диагностировал патологию, тем раньше её можно вылечить, тем больше шансов для здорового будущего ребёнка.
– Какими качествами должен обладать детский врач?
– Самое главное качество врача – доброта. Потом идут профессиональные качества, гибкость и коммуникабельность, ведь не только к каждому маленькому и не очень маленькому пациенту, но и к их родителям нужно найти индивидуальный подход.
«Поправляйтесь, ребята! Желаю, чтобы всё у вас было хорошо! Идите за своей мечтой!» – сказал Павел Игоревич напоследок юным пациентам.