8 февраля отмечается праздник российского научного сообщества – День российской науки. Праздник был утверждён 7 июня 1999 г. указом президента РФ Б. Н. Ельцина к 275-летию со дня основания Академии наук и приурочен к дате её основания – Академия наук была учреждена по распоряжению императора Петра I указом Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. В 1925 году Академию наук переименовали в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук.
В День российской науки традиционно проводятся научные конференции молодых талантливых учёных и другие научные мероприятия, посвящённые этому празднику.
Научная деятельность является одной из ведущих стратегий развития НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера Минздрава России. О том, как приходят в науку молодые специалисты рассказал заместитель директора по научной и учебной работе, руководитель Федерального центра детской травматологии, к. м. н., врач – травматолог-ортопед высшей категории, детский хирург Вячеслав Иванович Зорин:
«В Центре 10 научных подразделений, объединяющих порядка 50 научных сотрудников, которые решают и реализуют довольно широкий спектр научных вопросов и тем. От молекулярно-генетических основ развития ортопедической патологии до разработки имплантов для хирургического лечения врождённой и приобретённой патологии опорно-двигательного аппарата у детей.
Наука – это поиск истины, создание объективных и систематизированных знаний. Для части людей в популяции – это внутренняя потребность. У человека должно быть стремление к науке, как к творческому процессу, которым невозможно заставить заниматься. Главными чертами человека, связавшего свою жизнь с наукой, является ответ на вопрос: почему ты это делаешь? Потому, что это интересно. Потому, что это необходимо. Потому, что хочу понять и разобраться, сделать лучше, чем есть. Обязательным условием успеха, кроме таких ответов на указанный выше вопрос, являются – самоотдача и трудолюбие, если хотите, азарт в работе! Без этого ничего не будет. Такие прописные истины, но они являются ключевыми. Кто-то становится хорошим хирургом, а кто-то высокопрофессиональным специалистом, в частности хирургом и учёным. Это всё же разный уровень и в то же время редкое сочетание. Процесс подготовки и роста такого специалиста очень сложный и длительный, пожалуй, длиною в жизнь. В отличие от сугубо клинических учреждений, хотя они нередко являются клиническими базами научно-образовательных учреждений, перед нашим Центром стоят более широкие задачи. Мы осуществляем три вида деятельности – научную, клиническую и образовательную, которые тесно взаимосвязаны. Специалисты, которые работают в таких учреждениях, как наше, должны соответствовать определённым, достаточно высоким требованиям. Время и требования, которые оно диктует, стремительно меняются и летят вперёд, особенно в медицине. Это необходимо учитывать и соответствовать данным требованиям.
В нашем Центре созданы основные условия для того, чтобы с этапа студенчества готовить на перспективу высококвалифицированных специалистов в области детской травматологии и ортопедии, будущих учёных и практиков. В частности, на базе НМИЦ директором, Сергеем Валентиновичем Виссарионовым, была организована лаборатория экспериментальной травматологии и ортопедии. Это дало возможность привлекать к научной и экспериментальной работе студентов и ординаторов. Также в лаборатории проводят исследования учащиеся Санкт-Петербургского суворовского военного училища, Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова, Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и других учебных заведений. Каждый желающий может присоединиться к исследованиям, знакомиться с наукой, реализовывать свои проекты. Оптимальные материально-технические условия и творческий микроклимат позволяют молодому человеку участвовать в научной и хирургической деятельности в рамках экспериментального исследования и получать то, что в перспективе, возможно, станет прообразом большого профессионального пути. Студенты, проявившие интерес к науке и исследовательские навыки, имеют возможность поступить в клиническую ординатуру по специальности «травматология и ортопедия» на базе Центра и в дальнейшем продолжить обучение в рамках программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Безусловно, не каждый из молодых исследователей станет учёным с мировым именем, но в Центре сейчас есть хорошие возможности и условия для того, чтобы реализовать свой интерес к научному анализу, овладеть его методологией. В настоящее время в Центре создана экспериментальная лаборатория с современной материально-технической базой, которую мы продолжаем расширять и усовершенствовать».